Заслуженная артистка России Пелагея ранее заявила, что сегодня набирает обороты тренд на псевдонародную музыку, которая состоит из одинаковых рифм и текстов. В свою очередь, народный артист России и продюсер Игорь Матвиенко говорил, что фолк — будущий тренд в музыке, потому что сейчас наступило время, когда в популярных жанрах — поп, рок, рэп — невозможно придумать что-то новое. Редакция Национальной службы новостей попросила основателя музыкального портала TopHit.ru рассказать об актуальных музыкальных трендах.
Игорь, согласны ли вы с тем, что фолк сегодня – актуальный тренд в музыке? Действительно ли будущее за фолком?
Игорь Краев: Я не могу согласиться ни с заслуженной артисткой Пелагеей, ни с народным композитором Матвиенко в их оценке какой-то особой «трендовости» народной музыки. Всё, что сегодня называется «народным», это не что иное, как поп-хиты разной степени талантливости, написанные профессиональными композиторами и стилизованные под «фолк».
Это касается и «Матушки» Татьяны Куртуковой, которая по данным TopHit.ru более 1 миллиона раз прозвучала на радио и сотни миллионов раз была прослушана и просмотрена в интернете, и камбэка Надежды Кадышевой с её «Веночком» 30-летней давности, и их менее удачливых коллег, о существовании которых мы слышали, но ни одной их песни вспомнить не можем.
Все разговоры о возрождении «народности» — это спекуляции на хайпе вокруг мега-хита Куртуковой. Точно такой же хайп в своё время возник в связи с Бурановскими бабушками на Евровидении. А 25 лет назад взлёт интереса к фолку случился после выпуска группой Иван Купала альбома «Кострома», где вокальные партии исполнялись старичками и старушками из сельских фольклорных коллективов, а инструментальные партии были аранжированы в тогдашней стилистике электронной танцевальной музыки.
Сегодня же это, как правило, девичьи песни про любовь к мужчине, иногда к Родине, спетые в характерной стилистике «народного» вокала, но аранжированные с помощью синтезаторов, компьютеров, а сегодня ещё и с помощью искусственного интеллекта. Никаких прорывных идей в этом жанре, к сожалению, нет, и когда «выстрелит» следующая «Матушка» сегодня не скажет никто.
Тем не менее, вы наверняка знаете молодых артистов, которые мечтают повторить успех Татьяны Куртуковой. Можете назвать новые интересные имена?
Игорь Краев: Из новой музыки, которую артисты и лейблы загружают к нам на TopHit, и которую радиостанции активно ставят в эфир, я бы выделил песни таких артистов как Певчая, Beloboka, Gorilla Zippo, Чародея, Светлана Алпатова, Ynni, Mavik & Mitoo, МаРРуся, Круглова. Стараются не отставать и «народные ветераны» — Варвара, Балаган Лимитед, Марина Девятова.
Так что поклонники фолка без своей любимой музыки не останутся.
Если не фолк, то что?
Игорь Краев: Плохая новость для Пелагеи, Надежды Бабкиной и Игоря Матвиенко состоит в том, что сегодня самый яркий тренд в российской музыке — это не фолк, а ФОНК. И этот тренд им вряд ли понравится. Фонк (от англ. Phonk) — это поджанр хип-хопа с характерным «перегруженным», «кассетным» звучанием, где, в большинстве случаев, используется ненормативная лексика. Взлёт этого стиля начался несколько лет назад благодаря Тик-Току и онлайн играм и сегодня всё больше треков в стиле фонк появляется в российских стриминговых чартах. И именно эта музыка сегодня играет в наушниках миллионов молодых слушателей.
по материалам НСН