Игорь Бутман: "Если начинаете знакомство с джазом не с шедевра, впечатление может быть испорчено"

Интервью

О НЕЛЮБВИ К ДЖАЗУ

— Если вы не понимаете джаз, значит, вы не слушали его шедевры. Это очень важно, потому что если начинаете знакомство с джазом не с шедевра, впечатление может быть испорчено и впоследствии у вас уже будет предвзятое мнение об этой музыке.

Прошлогодний фестиваль «Триумф джаза» закрывала пианистка Амина Фигарова. И если в первом отделении концерта, в котором Тони Момрель пел под аккомпанемент вашего оркестра, зрители не могли усидеть на своих местах от драйва, то когда на сцену вышла Амина, люди уже спустя 15 минут стали покидать зал.

Знаете, однажды на «Триумфе джаза» выступал очень известный барабанщик Вирджил Донати. У него тоже достаточно сложная музыка. Его страстные поклонники — человек 500–600 — остались до конца, а где-то тысяча зрителей покинула зал. Бывают такие моменты. Мое утверждение — «если джаз вам не понравился, это значит, что музыканты были плохие» — подходит не под каждый случай.

О КОНКУРЕНЦИИ С РЭПЕРАМИ

— Мы оказались вместе на приватном вечере, где у Басты было запланированное выступление, а у меня случилось незапланированное. Знаете, что я вам скажу? На людей, которые там находились, мое выступление, судя по аплодисментам, произвело такое впечатление, как выступление Басты и еще пары рэперов из его продюсерского центра, вместе взятых. Возможно, это случилось потому, что там в основном были люди моего возраста. Но я также не исключаю, что им мое выступление было интереснее с эмоциональной точки зрения.

Была у меня и другая ситуация. Летом прошлого года я выступал на Дне города в Иркутске. В программе был также заявлен Тимати. На меня произвело неизгладимое впечатление, сколько людей пришло на его концерт. Да, часть из них пришла на меня, но я уверен, что большинство пришло послушать и посмотреть на Тимати. До этого дня я и понятия не имел, насколько он популярен. Я сначала думал: зачем ему два таких здоровых охранника? А когда на него бросилась толпа поклонников, понял, что без них ему было бы плохо.

Я не сравниваю Тимати и Басту — они талантливые люди, никаких негативных впечатлений у меня нет. Но я не большой поклонник рэпа. Эта музыка более актуальна для молодежи. Я тоже в свое время слушал то, что не нравилось моей бабушке, например Deep Purple. Я их до сих пор люблю, а бабушка говорила, что там сплошной барабан…

О ДУЭТАХ С РЭПЕРАМИ

— Зачем? Чтобы приобщиться к популярности Тимати? Передо мной не стоит задача добиться массовости, идя на компромисс. И у меня нет желания, чтобы весь род людской слушал джаз. А если такие амбиции и появятся, то мне бы хотелось реализовать их своими методами. Если я выступлю с Тимати только ради того, чтобы стать популярнее среди аудитории рэперов, меня не поймут ни мои поклонники, ни те, кто слушает его.

О КОНЦЕРТАХ РОКЕРОВ С ОРКЕСТРАМИ

— На меня большинство концертов групп с симфоническим оркестром не производит впечатления. Играют рок-музыканты, сидят за ними 250 скрипачей, которых не слышно. Взять ту же Metallica. Зачем им вообще этот оркестр нужен? Но это их право, каждый самовыражается по-своему.

О ЗАКОНЕ О КУЛЬТУРЕ

— Важными пунктами в законе могут стать меры по системной поддержке современного искусства и молодежной культуры. Молодым людям интересно открывать что-то новое и при этом чувствовать себя нужным и востребованным. Уже поручено предложить меры по государственной поддержке современной музыки и визуальных искусств. Мы планируем представить свою точку зрения на этот счет. Надеюсь, наши предложения будут услышаны. Джазовое искусство в нашей стране востребовано как никогда прежде, а наша публика — самая молодая в мире.

О СВОИХ ФЕСТИВАЛЯХ

— У нас есть фестивали и с минимальным госфинансированием. Например, фестиваль в Саранске с общим бюджетом на два дня чуть более 500 тыс. рублей. И это с учетом перелетов, проживания и гонораров зарубежных артистов. Мы сами не зарабатываем ничего. Делаем мероприятия, потому что мы любим это дело. Я в Саранск уже третий раз приезжаю ради любви к музыке.

О ФИНАНСОВОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ФЕСТИВАЛЕЙ

— Вы думаете, что мне государство говорит: «Держите, Игорь Михайлович, деньги, сделайте фестиваль?» Нет. Мы на равных условиях участвуем в конкурсах Минкультуры, предлагаем свои идеи и проекты как государству, так и спонсорам. Но даже если наши предложения по той или иной причине не найдут отклика, мы всё равно найдем силы и будем делать фестивали.

(Наталья Васильева, «Известия», 14.03.2019)

За период сентябрь 2018 – февраль 2019 года были открыты 73 новые точки вещания радиостанций «Европейской медиагруппы», в том числе в республиках Дагестан, Мордовия, Кабардино-Балкария и государстве Таджикистан.