Баста (Василий Вакуленко): "Сейчас на вопросы отвечает не рок, а рэп"

Интервью

Самый популярный рэпер страны рассказал, как в нем уживается три музыкальных воплощения и куда уходят 140 миллионов ежегодной прибыли

Василий Вакуленко первым из российских рэперов выступил в Кремле, "взял" "Олимпийский" и оказался наставником шоу "Голос". Его гастрольный график расписан до конца года. Ведь Вася – больше, чем рэп. Он представитель современной поэзии с большой амплитудой - он же Баста, он же - Ноггано и он же - N1NTEND0. Одновременно музыкант пишет саундтреки к хитам кинопроката и музыку к документальным фильмам о художниках Эрике Булатове и Оскаре Рабине.

Сегодня артист празднует свое 37-летие, а 22-го апреля вновь собирает 30 тысячный "Олимпийский", в который все билеты уже проданы. Мы встретились с Василием в его детище - столичном клубе "Газгольдер".

– На альбоме "Дурень" группы "Алиса" есть такая цитата: "Посмотришь на него – человек как человек, а внутри – город, дымящийся в руинах". Вы могли бы отнести к себе эти слова?

– То, что я чувствовал в семь лет, я продолжаю чувствовать и сейчас. Обертка просто изменилась, и это не влияет никак. Хаос – это тоже свой порядок. Здесь, например (показывает на студию, где мы сидим) человек не найдет ту вещь, которую я попрошу. Скажет – да это же хаос, тут все разбросано. А для меня тут порядок. Так же и в музыке – когда все ясно и понятно, это скучное, организованное говно.

– Почему сейчас так сильно изменилась музыкальная история нашей страны? Раньше был рок и поп. А сейчас молодежь в основном увлечена рэпом.

– Молодежь ищет разное. Мне лично рэп больше нравится, как концепция. Это настоящая урбанистическая музыка. Что нового сейчас несет рок? Что становится откровением? Шнуров – это самое лучшее, что сейчас есть, такая квинтэссенция.

– А как же Шевчук?

– Дядя Юра – это не рок. Это русская народная музыка, фолк в лучшем смысле этого слова. Это даже хип-хоп, мультикультурализм, потому что Шевчук использует в своей музыке все, что посчитает нужным. Дядя Юра – это суперзвезда.

– Тем не менее, он большой поэт.

– Несомненно! Я не приуменьшил его значения, я избавил его от этого клише про "русский рок". Так же как и "русский рэп" – мне тоже не совсем ясно, что это.

- Мне кажется, что сейчас все деньги в шоу-бизнесе сосредоточены в хип-хоп и рэп-культуре. То есть, рэп стал главнее поп-музыки?

- Рэп просто занял свое место. Если рок не отвечает на вопросы, рок – уже не рок. Это просто музыка, в которой используются тяжелые гитары. А рэп стал отвечать, потому что он быстрее, современнее. Сейчас чтобы сделать песню о том, что волнует, нужно найти в Интернете бит, написать текстовый файл, подключить микрофон через музыкальную плату и закинуть трек в интернет. Следующая эпоха, уверен, принесет нам новые возможности, которые позволят еще быстрее делиться чувствами, позицией, эмоциями.

– Многие артисты начинают заниматься бизнесом - я прочитала, что у вас есть книжное издательство, отель, линия украшений...

– Это только верхушка айсберга! Еще есть нефть! Вообще все, что написано имеет к действительности условное отношение. Я сотрудничаю с разными людьми. Вот журнал Forbes пишет - "Баста заработал в этом году столько-то миллионов". Но Forbes, почему-то не пишет о том, сколько я потратил: о зарплатах сотрудникам, о реинвестициях, и тому подобных вещах. Как шутит моя жена: "А где гроши?".

- Я так поняла, что вы получаете в год где-то 140 миллионов рублей, из которых большую часть, ну, если уж смотреть в масштабе этой гигантской суммы, вы тратите и вкладываете куда-то?

- По прибыли, с учетом лейбла, - плюс-минус. Если вы каждый месяц платите до 4 миллионов рублей на заработную плату, плюс аренда помещения, другие расходы - это серьезные суммы. Для того, чтобы весь механизм продолжал функционировать, нужны большие траты. Вот я - рабочий человек. Я как бы помимо всех проектов еще пишу песни – шутка такая появилась у меня.

– И все это ради денег?

– Нет. Творчество наполняет мою жизнь максимальным смыслом. Я не могу "почивать на лаврах" потому что все, что я до этого сделал, со временем теряет смысл. Вот вышла новая песня "Сансара" (на данный момент песня занимает первое место в топе iTunes - авт.). Я ее погонял и успокоился. Хорошая песня, а что дальше? Я пишу потому, что мне нравится. И это единственное, к чему у меня есть усидчивость.

- Я, кстати, если бы была например, каким-нибудь милиционером, то могла бы быть в легкой обиде на песню "Мент". Было, чтобы к вам, например, подходили со словами: "Ну, чего ты гадости про нас поешь?". А ты говоришь: "Это не я, это Ноггано был".

- Нет, такого не было. А на что именно можно обидеться? На то, что я считаю милиционеров, которые нарушают закон и предают родину, "мусорами"? Это правда, я не отказываюсь от своих слов. Думаю, нет ни одного человека, некоторый бы с этим не согласился.

- В смысле есть милиционеры, а есть "мусора"?

- Да, так и есть. Человек, который предает, ставит под удар честь офицера, возложенную на него ответственность – это мусор. Человеческий мусор. Молодой и сильный человек, который обижает пожилого – тоже мусор. Это человек-мусор, для которого необходима перемена ценностей, жизненных взглядов, переоценка всего происходящего. Но каждый имеет право на ошибку. Бывает такое, что определенные причины толкают нас на определенные поступки.

Я знаю достойнейших сотрудников полиции, которые рискуют жизнью. Знаю сумасшедших работящих, придумывающих что-то, приработки какие-то. Сотрудник, который получает зарплату, на которую не может нормально содержать семью, детей, превращается в животное. Потому что он вынужден, потому что он приходит домой, видит свою жену, которая говорит ему: "Ты там жизнью рискуешь, а домой ничего не приносишь". Понимаете, да? Я в святого не играю. Когда меня остановят за нарушение, возможно, попрошу, улыбнувшись, чтобы меня отпустили. И в песнях своих часто я о себе рассказываю все как есть.

– Тимати говорил, что он может изменить Россию: турники в парках ставит, рабочие места создаёт. А вы чувствуете, что на вас лежит ответственность перед аудиторией?

– На мне не лежит никакой ответственности. Как и ни на ком другом. Я лично должен продолжать делать то, что делаю, максимально честно. Куда это меня вывезет – другой вопрос. А патриотизм – это не пирог, который нужно делить, кто больше, а кто меньше. Время покажет.

– В поп-музыке такого нет, как у вас в культуре - "разбираться по понятиям". Там, условно, поругался Киркоров с Тимати или Тимати с Биланом, пошумели и успокоились. А вот когда вас задели кемеровские блогеры "Немагия", сказав грубость про вашу маму, вы собирались приехать к их родителям, посмотреть с ними работы их детей. А когда Дэцл подал в суд за то, что вы его назвали "лохматым чмом", лично поехали в Ростов на судебное заседание.

– Когда переходят на личности, близких мне людей, для меня нет величины, до которой я не смогу добраться. Я сыграл с "Немагией" на их поле, и они проиграли. Они заявили, что я объявил на них охоту. А я просто сидя в Twitter писал какие-то вещи, которые на них действовали и совершил самый большой троллинг а мире.

– 30 тысяч предложили своим подписчикам за экстремальное фото с парнями!

– Да. Ну, это же просто азы стендапа, которые они даже не поняли.

– Часто ли вообще бывает, что приходится как-то жестко отстаивать свою позицию?

– Нет. Но защищать то, что мне дорого и то, что я считаю для себя важным, я буду. Это принципы, музыка, семья – я просто буду переворачивать землю.

- Кстати, вы смотрели фильм "Сплит"? Про чувака, у которого было много личностей. Я веду к тому, что вы как-то умудряетесь переключаться между Бастой, Ноггано и N1NTEND0. Вам не тяжело?

– В фильме речь идёт о шизофрении, а у меня о творчестве. Вы не представляете, какие были истории. Я приезжал в Ростов, и мой друг мне говорил: "Садись в машину, я тебе сейчас поставлю типа одного, он живет в Аксае и записывает эту музыку". И ставит мне диск Ноггано, не подозревая, что это и есть я. А когда я первый раз выступал как Ноггано в Питере и вышел петь, там ступор был минут 20 у людей. Это было круто. Провокация, которая меня очень радовала. Музыка – она безгранична.

- Когда услышала песню "Медлячок", мне показалось, что это прямо жесточайший стеб над всей поп-музыкой.

- Нет. Она о том, какими мы были в детстве. Мы хотели нравиться и чтобы нас любили. Там в припеве все сказано: "И банально, и неталантливо, и звучат они все одинаково". Это про любовь. Там самые главные строчки – "как сумел на гитаре сыграл и спел". Это про детство. Мне очень нравится эта песня. Я счастлив, что она такой получилась. Я написал припев, и целый год не мог написать куплеты. И понял, что мне нужно рассказать простейшую историю. Про то, как я вспоминаю, что мечтал, чтобы одна девочка меня любила. Со временем, как и многие, я превращаюсь в циничного подлеца. Но такие вещи меня трогают. Воспоминания, детство, настоящая любовь, какая-то вот такая безответная, горестная. Это единственная, пожалуй, песня, на которой я смотрю в зал, в лица людей, когда пою.

– А какой клип стал самым популярным в YouTube?

- Он же, "Медлячок" – 20 с лишним миллионов просмотров.

- Мне кажется, тема ностальгии очень популярна сейчас.

- Это самое честное искусство, оно говорит о тех вещах, про которые людям неловко говорить, потому что уже есть "нависающий" интеллект, опыт жизни. Я встречал таких людей, которые брезгуют простыми вещами. А в них есть искусство. В определенном смысле "Битлз" – это самая спекулятивная группа.

- А вы, кстати, когда поняли, что стали популярным артистом? Когда вас узнали в первый раз?

– В моем родном городе, когда я написал "Мою игру". В этом году этой песне 19 лет. Я спел ее в ростовском Дворце спорта ­– это был концерт, где был весь город. Было очень приятно, потому что мне с детства хотелось, как и всем ребятам, быть в чем-то реализованным. Спортом я почти не занимался. Бандитом не был. Получилось быть музыкантом. И я счастлив. Самое главное признание в моей жизни я получаю от моих родителей и моего города. Я такой, немного старик в этом. Выступал два раза на Дне города в Ростове-на-Дону, пришло 130 тысяч человек на площадь. Я не знаю, что может быть круче этого.

- Вот вы с вашей занятостью, успеваете, например, ходить на родительские собрания?

– Был два раза. У меня дочь учится в первом классе в обычной школе.

- Мне кажется, что раньше рокеры выполняли такую функцию – реагировать на злобу дня. А сейчас есть такое, что у вас что-то отзывается по поводу того, что сейчас происходит, и о чем обязательно надо спеть или сказать?

- Ну, я, по крайне мере, спел песню "Сансара". В ней моя "злоба дня" отображена (В апреле Василий записал песню "Сансара", объединив поколения и самых разных музыкантов – Диану Арбенину, СанСэя (5’Nizza) Александра Скляра и других в одном треке - ред.).

- У вас в клипе снялся Александр Ф.Скляр – у него есть своя позиция, которую он жестко выражает в песнях и своем блоге. Как та же группа "25/17".

- Ну, о чем конкретно? О политике, о том, что происходит в стране?

- Да. Об Украине, например.

- У меня конкретная позиция по этому поводу. Я считаю своим братским народом тех, кто живет в этой стране. У меня половина крови украинской. Считаю то, что происходит между нами – это трагедия. Я езжу в Украину и считаю это самым важным, что может сделать каждый музыкант. Вот в этом моя позиция. Там у меня много друзей, много родственников живет. То, что происходит между нами – это какая-то политическая неточность, так скажем. Для меня любой убитый человек – это трагедия. Любая разрушенная семья – это трагедия. Дом разрушенный – это трагедия. Слезы матери, хоронящей своего сына – это трагедия. Кровь, которая льется – это трагедия. Вот и все. Я хочу, чтобы в наше время, в 21 веке, мы пытались находить общий язык, уступать. Быть терпеливее. Вот я приезжаю в Киев. Я иду по улице, допустим, с братом. Подходит человек и говорит: "Вася, спасибо, что приехал". Так важно понимать, что не все разорвано, не все потеряно, что мы не два разных мира. Я выхожу на концерт, там 5000 человек, я пою свои песни. Такие же, какие я пою здесь. Не меняю ни одного слова. Мне кажется, что в музыке есть какая-то обезболивающая вещь. Ни здесь, ни там – никто не любит войну.

"Авторадио-Самара" проводит акцию "В Москву на Ленинград", сообщает OnAir.ru со ссылкой на пресс-центр ГПМ Радио (ВКПМ). Победитель проекта отправится в столицу на грандиозное шоу группировки "Ленинград" – "20 лет на радость!".
Чуть больше месяца осталось до самого жаркого опен-эйра этого года! Уже 29 июля на огромной сцене в "Лужниках" состоится Europa Plus LIVE 2017! Крутейший лайн-ап, все хиты лета на одной сцене, умопомрачительные призы – Европа Плюс приготовила для тебя только самое лучшее! Вход абсолютно свободный!